Компьютеры

Ремонт и upgrade компьютеров своими руками

ВЕРХНЯЯ ПАМЯТЬ КОМПЬЮТЕРА

 

Если у вас появятся вопросы, не освещенные на нашем сайте, вы можете задать вопрос непосредственно нашим специалистам по электронной почте: upgradecomputer@yandex.ru

 

  

 

Верхняя память {Upper Memory Area — UMB) представляет собой 384 Кбайт, зарезервированных у верхней границы системной памяти для компьютеров класса PC/XT и у верхней границы первого мегабайта памяти для компьютеров AT. Адреса этой области находятся в пределах от А0000 до FFFFF.

Верхняя память сайтена на несколько частей.

■ Первые 128 Кбайт, расположенные сразу после основной памяти, являются областью видеопамяти и предназначены для использования видеоадаптерами. Когда на экран выводится текст или графика, в этой области хранятся образы изображений. Видеопамять занимает адреса A0000-BFFFF.

■ Следующие 128 Кбайт отведены для программ BIOS адаптеров, которые записаны в микросхемах ROM на соответствующих платах, установленных в разъемы расширения. Большинство видеоадаптеров VGA и совместимых с ними адаптеров используют для своих программ BIOS первые 32 Кбайт из этой области, а оставшаяся ее часть доступна для других устройств. Некоторые сетевые адаптеры используют эту область в качестве памяти специального назначения. Для ROM адаптеров и специальной памяти отведены адреса C0000-DFFFF.

■ Оставшиеся 128 Кбайт зарезервированы для системной BIOS, которая записана в микросхемах ROM или RAM. В этой же области хранятся программа POST и начальный системный загрузчик, который управляет компьютером до запуска операционной инфраструктуры. В большинстве компьютеров используются только последние 64 Кбайт этого пространства (или меньше), а первые 64 Кбайт с помощью программ — диспетчеров памяти могут быть перераспределены для нужд операционной инфраструктуры. В некоторых системах в этой области также размещена программа Setup CMOS. Для системной BIOS отведены адреса E0000-FFFFF.

В большинстве компьютеров класса AT использовались не все зарезервированные 384 Кбайт. к примеру, в соответствии со стандартом IBM зарезервированная видеопамять начинается с адреса А0000, т. е. сразу за границей основной памяти. Эта область используется стандартными режимами VGA, в то время как монохромные и цветные текстовые режимы используют соответственно диапазоны адресов B0000-B7FFF и B8000-BFFFF. В старых адаптерах (не VGA) используется только сегмент В000. Объем памяти зависит от типа и режима работы видеоадаптера. Однако процессор определяет видеопамять как одну область размером 128 Кбайт. При этом неважно, какой объем памяти установлен собственно видеоадаптером.

Хотя верхние 384 Кбайт первого мегабайта вначале были названы резервной памятью, в незанятые участки этой области можно загрузить 16-разрядные драйверы (к примеру, Ansi. sys) или резидентные программы (к примеру, Mouse. com), что позволяет освободить часть основной памяти для других нужд. Объем свободного пространства верхней памяти может быть различным для разных компьютеров; все зависит от того, какие платы адаптеров установлены. к примеру, большинство сетевых адаптеров и адаптеров стандарта SCSI используют часть этой памяти в своих целях.

Замечание

Описание сегментной и линейной адресации памяти можно найти в дополнении на прилагаемом компакт-диске.


Видеопамять

Видеоадаптер, установленный в компьютер, использует часть нижней памяти для вывода графики или текстовой информации на дисплей. Правда, обычно это происходит только в основном режиме VGA.

Видеоадаптер может иметь память емкостью свыше 64 Мбайт, но эта память используется графическим процессором видеоадаптера или же центральным процессором с помощью апертуры памяти, расположенной в верхнем адресном пространстве памяти емкостью 4 Гбайт.

Только в основном режиме VGA, к примеру при подсказках DOS или при работе Windows в безопасном режиме, процессор может непосредственно обращаться к видеопамяти емкостью до 128 Кбайт в диапазоне адресов AOOOO-BFFFFh. Все современные видеоадаптеры также имеют расположенную на плате BIOS, обычно в пределах адресов от СОООО до C7FFFh; эта часть пространства памяти зарезервирована для базовой инфраструктуры ввода-вывода видеоадаптера. Вообще, чем выше разрешающая способность и глубина цвета видеоадаптера, тем большее количество системной памяти использует видеоадаптер, но эта дополнительная память (свыше 128 Кбайт) обычно недоступна процессору. Система про—

сто сообщает видеоадаптеру, что должно быть отображено, а он генерирует изображение, помещая данные непосредственно в видеопамять на плате.

При стандартном распределении памяти для хранения выводимой на монитор информации резервируется область размером 128 Кбайт. Эта зарезервированная видеопамять располагается в сегментах А000 и В000. Для BIOS видеоадаптер использует дополнительный фрагмент верхней памяти в сегменте С000.

Замечание

Расположение ОЗУ видеоадаптера связано барьером основной памяти размером 640 Кбайт для DOS. Всю доступную непрерывную область памяти DOS может использовать в пределах первого мегабайта, т. е. до адреса начала ОЗУ видеоадаптера. При использовании таких адаптеров, как MDA и CGA, DOS может получить доступ к пространству системной памяти, превышающему 640 Кбайт. При использовании адаптеров EGA, MCGA и VGA барьер видеопамяти располагается по адресу А0000; для адаптеров MDA и CGA требуется гораздо меньше памяти, что позволяет освободить дополнительное пространство для DOS и программ-приложений. Более подробно эта тема рассматривается в предыдущих изданиях статьи, которые можно найти на прилагаемом компакт-диске.


Память адаптера VGA

Все VGA-совместимые платы, включая SVGA, почти идентичны EGA. Они полностью (но не одновременно) используют 128 Кбайт видеопамяти в диапазоне адресов А0000-BFFFF. Область видеопамяти разбита на три участка, каждый из которых используется только при работе адаптера в соответствующем режиме. Одно небольшое отличие от EGA состоит в том, что почти для всех плат VGA необходим полный диапазон размером 32 Кбайт (C0000-C7FFF), отведенный для встроенной BIOS адаптера. Карта памяти VGA отображена на рис. 6.16.

Как видно из рис. 6.16, обычная плата VGA использует для своей BIOS всю область размером 32 Кбайт, в той содержатся программы-драйверы. В редких случаях некоторые платы VGA занимают меньшую область. Как и для адаптера EGA, области видеопамяти активны только при работе в определенном режиме. к примеру, при работе в графическом режиме используется только сегмент А000, в цветном текстовом режиме занята только верхняя половина сегмента В000. Поскольку адаптер VGA почти никогда

. — свободная область памяти

G — область памяти (видеопамять) графического режима адаптера VGA

М — область памяти (видеопамять) монохромного текстового режима адаптера VGA

С — область памяти (видеопамять) цветного текстового режима адаптера VGA

V — область ROM BIOS адаптера VGA

R — область системной ROM BIOS

: о — 1–2–3–4–5–6–7–8–9 — А — В — С — D — Е — F — 0А0000: GGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGGG

0В0000: мшмммммммммммммммммммммммммммммсссссссссссссссссссссссссссссссс

: о — 1–2–3–4–5–6–7–8–9 — А — В — С — D — Е — F —

0С0000: VVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV................................

0D0000: ................................................................

: о — 1–2–3–4–5–6–7–8–9 — А — В — С — D — Е — Г —

0Е0000: ................................................................

0F0000: RRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRRR

Рис. 6.16. Карта памяти адаптеров VGA и SVGA

не работает в монохромном текстовом режиме, нижняя половина сегмента В000 (адреса B0000-B7FFF) остается незанятой. На рис. 6.16 отображена также системная ROM BIOS.

В некоторых современных компьютерах видеоадаптер встроен в системную плату. В таких компьютерах BIOS видеоадаптера и системная BIOS всегда эмулируют стандартный режим VGA, даже если они разработаны одной компанией. Это означает, что BIOS видеоадаптера располагается в первых 32 Кбайт сегмента С000, как и у автономной платы VGA, установленной в слоте расширения. Встроенный адаптер VGA в таких компьютерах можно отключить путем перестановки перемычки или переключателя на системной плате, а вместо него установить обычную отдельную плату видеоадаптера. Именно для этого встроенные адаптеры делаются по образу и подобию отдельных плат адаптеров, что позволяет при упомянутой замене избежать проблем совместимости, которые могли бы возникнуть, если бы программа-драйвер VGA была частью системной BIOS.


.

           

 

 

Вся информация собрана из открытых источников. При испльзовании материалов, размещайте ссылку на источник.

Сайт создан в системе uCoz